+7 (911) 925-23-55

Кризис младшего возраста

К сожалению, практически всем родителям знакома ситуация, когда прежде покладистый и послушный ребенок вдруг резко становится неуправляемым, начинает капризничать и воспринимать все, что бы ни сказали взрослые, с недовольством и истериками. И речь даже не о подростковом возрасте, как вы могли бы подумать, первый кризис приходит гораздо раньше – когда крохе всего около трех лет. Главное, помнить, что в таком поведении нет ничего плохого или нетипичного, просто ваше чадо подошло к новому этапу взросления.

Э.Келлер и Л.С. Выгодский объясняют причины кризиса трех лет, описывая семь его характеристик, которые еще называют семизвездием симптомов:

1. Негативизм

Представляет собой поведение, направленное на определенных взрослых. Ребенок не совершает какое-либо действие не потому, что он не хочет его совершать, а потому что его об этом просит конкретный взрослый. При этом, негативизм избирателен: ребенок непослушен с одними людьми (членами семьи, воспитателями) и совершенно покладист с другими. Такое поведение, несмотря ни на что, является важным этапом в развитии: ребенок действует не под влиянием желаний, а исходя из более сложных личных мотивов.

2. Упрямство

Выражая упрямство, ребенок пытается достичь своей цели независимо от сохранения этой цели. Иными словами, он добивается чего-то не потому, что ему этого хочется, а потому что сам этого потребовал. В данном случае в действиях ребенка наблюдается ригидность (жесткость и невозможность адаптироваться к новым условиям).    

3. Строптивость

Если в случае с «негативизмом» ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослого, то в такой ситуации его неподчинение направлено на систему и образ жизни. Ребенок принципиально нарушает правила поведения, протестуя против установленных в семье норм, принципов воспитания, устоев.

4. Своеволие

Причиной своеволия становится стремление ребенка к самостоятельности, попытка самому реализовывать свои действия, даже если это объективно невозможно на данный момент (например, самостоятельно пойти домой или завязать шнурки).

5. Протест-бунт

Реакция ребенка на какое-либо действие, где пресекли его волю, желания, стремления (хотел что-то сделать, но не дали). Как правило, в результате такого поведения ребенок находится в постоянном конфликте со взрослыми.

6. Обесценивание

Обесценивание присуще всем переходным периодам и появляется, когда меняются приоритеты и ценности ребенка. Знакомые люди, любимые и дорогие ранее вещи перестают вызывать интерес. В такой период ребенок может отбросить или сломать любимую игрушку, начать ругаться и отталкивать взрослых.

7. Деспотизм

Проявляется, когда ребенок пытается «прогнуть» окружающих под свои задачи, достаточно жестко навязывает свои правила, нормы поведения. Он принуждает окружающих делать то, что надо ему: диктует, когда мама может уйти из дома; что он будет или не будет есть; ревнует родителей к младшим братьям и сестрам.  Своим поведением, однако, ребёнок вовсе не пытается вывести вас из равновесия, а лишь хочет доказать свою значимость и привлечь к себе внимание.

Столкнувшись с таким периодом в жизни вашего ребенка, ни в коем случае не пытайтесь его «сломать» или «задавить авторитетом», ведь подобным поведением вашим чадом лишь познаются границы мира – что можно и нельзя делать или говорить. Даже если будет непросто, обязательно пытайтесь общаться, договариваться, идти на компромиссы. Другими словами, ведите себя на равных, и, конечно, любите своего ребенка. Помните, что вам обоим нелегко и нужно просто пережить этот период как можно более безболезненно.

Вооружитесь терпением, помогите своему ребенку, и он станет в будущем очень активным, целеустремленным, ответственным за свои поступки; не будет бояться иметь свое собственное мнение и высказывать его. А это, согласитесь, просто незаменимое качество во взрослой жизни.

21.05.2018